Виктор Николаевич Запорожский – Заслуженный артист России, актер театра имени Владимира Маяковского. Этой осенью в театре состоится долгожданная премьера спектакля «Шаткое равновесие» по пьесе Эдварда Олби, где Виктор играет роль Гарри (лучший друг главных героев, прим. ред.). И сегодня, когда до премьеры остаются считанные дни, я решила поговорить с Виктором о его творчестве вцелом.

 

- Виктор, скажите, пожалуйста, какую роль Вы больше всего хотели бы сыграть? У Вас есть любимое произведение, литературный герой?

- Сейчас не знаю. Всегда хотел сыграть Гамлета, не скрою. Так а кто его не хотел играть? Его, по-моему, все хотели играть.

- Скажите, а чем именно Вас привлекает этот образ?

- Ну, во-первых, хорошая пьеса, пьеса совершенно замечательная. В Гамлете борются два начала: оскорбленного человека, который хочет отомстить за любимого отца, и человека, который не хочет пролить невинную кровь. Сначала,  мучаясь  сомнениями,  он,  словно,  спрашивает  себя: «Убить  или  не  убить?»  Но,  не  в  силах  ответить  на  этот  вопрос…  запутавшись,  растеряв  веру  во  многое,  что  было  для  него  свято,  он  уже  мучается  дилеммой:  «Быть  или  не  быть?» Сомнения,  нерешительность   не  от  трусости,  а  от  страха  сделать  неверный  шаг.

Мы хотим воздать всем по заслугам, но в то же самое время не уверены, а заслуживают ли они такой кары.  

- А из ранее сыгранных Вами ролей есть самая любимая? Я понимаю, что все роли, они как дети, но все же…

- Да, нет, не все, конечно. C  большим  удовольствием  я  играл  Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда». Я очень люблю Лескова. Очень люблю его прозу, совершенно не похожую ни на кого. Она всегда необыкновенно богата на пронзительные чувства, она полна страсти. И человек у  него предстает обнаженным перед своими страстями. Лесков словно открывает в человеке неведомое ему самому. Мы все живем и не подозреваем о том, что могли бы сделать в какой-то ситуации. Так он все время рассказывает нам о том, какие мы. И это необыкновенное богатство Лескова, по-моему, недооцененное до сегодняшнего дня.  И если, допустим, я учился в школе, я Лескова не изучал, так это, по-моему, очень большое упущение. Почему-то всегда его считали второстепенным писателем. А я бы его поставил в один ряд и с Пушкиным, и с Лермонтовым, и с Толстым. Это величайший писатель. Так вот роль Сергея – это яркое выражение того, за что нужно, за что можно любить Лескова. Человек, волею судеб, поставленный в обстоятельства кровавого заговора, кровавого, страшного…Он уже, может быть, и сам жалеет о том, что все это началось, но, тем не менее, остановиться уже нет никакой возможности. Про это писал всегда Шекспир, за что мы его, собственно, и любим, потому что у него нет полумеры ни в чем. Если он рассказывает о человеке, то его человек соткан из противоречий, которые впитывают в себя его достоинства, его недостатки, его пороки и его добродетель одновременно. Но мы все из этого состоим. Мы все состоим из порока и добродетели. И вот  один  из  первых  нам  об  этом  сказал  Шекспир.  А  Лесков – его  последователь.  И  так  во  всем.  Взять  хотя бы,  хрестоматийную  вещь  про  Левшу, которая  перерастает  в общероссийскую  трагедию. Начинается,  вроде  бы  с  какой-то  блохи.  А  потом  перерастает  в  драму  всей  страны.  Вот  такая  история.                                                                                                                               

- Скажите, а есть нелюбимые роли? Спектакли? Которые отыграл и вздох облечения, сняли с репертуара – и просто замечательно?

-Да,  конечно. Были,  есть  да,  наверно,  будут  всегда. Это  происходит  в  силу  разных  причин. Что-то  не  сложилось. Взять,  хотя  бы   одну  из  таких  ролей. Спектакль  «Как  вам  это  полюбится»  технологически  было  интересно  попробовать  сыграть  сразу  две  роли  в  одном  спектакле,  но  прошло  некоторое  время  и  многое  в  работе  стало  тяготить.  Оставлю  подробности.  Скажу  лишь,  что  расстался  со  спектаклем  без  сожаления.

- Виктор, а роли Вы выбираете или играете, что дают? Я имею ввиду, что если вдруг вам что-то не нравиться, то можете ли вы отказаться?

- Ну  конечно. Всегда  есть  право  отказаться. Особенно,  если  ты  способен  как-то  справиться  с  последствиями  отказа.

 - У Вас сейчас очень разнообразный репертуар. Вы играете людей с разными судьбами, темпераментами, живущих в разное время и в разных частях света. Вы одинаково убедительны во всех образах от Манилова до Андре Бувиля. Скажите, как Вам это удается?

- Ну это не мне судить насколько я убедителен, честно говоря.

- Убедительны. Вот как Вам удается эта убедительность?

- Не знаю, это происходит помимо моей воли. Потому что мной, так же как и всеми актерами, движут совсем другие мотивы. Как Вам сказать, вот допустим, «Шаткое равновесие». Почему мне сейчас интересно работать, вот, допустим,  участвовать в создании этого спектакля? Во-первых, это замечательная компания людей, которая собралась для того, чтобы попытаться, ну каким-то образом выразить то, что написал Олби, замечательный, всемирно известный американский драматург. Компания для меня, так же, как и для многих других, имеет колоссальное значение, потому что спектакли - это ансамбль, это группа людей, которые собрались для того, чтобы на протяжении двух или трех часов попытаться каждый раз создать некое произведение искусства. Если художник может в одиночестве, заперевшись у себя в мастерской, что-то творить, одухотворенный своим вдохновением и т.д., то для актера, как в кино, так и в театре, имеет колоссальное значение кто будет с ним рядом, кто будет воспринимать то, что он пытается выразить, кто будет помогать ему, кому он будет помогать, потому что ведь театр – это не просто текст драматурга – это взаимоотношения, которые благодаря, кстати, репертуарному театру нарабатываются годами и десятилетиями. И то, что наработано за этот срок – это стоит очень дорого. К примеру, с каждым из актеров, которые заняты в этом спектакле, меня связывают очень долгие, очень искренние, теплые, творческие и человеческие пристрастия. К каждому из них я испытываю необыкновенное, трепетное отношение. Я внимателен к ним, когда они что-то делают на сцене или в кино, внимателен с утроенной силой, потому что я высоко их ценю как художников. И вот, когда выпадает счастье работать совместно, ну разве от этого можно отказаться?  Это необыкновенное счастье. И уже третье, пятое или, может быть, десятое дело то, чем все это закончится. Может  случиться, что  и не будет никаких творческих побед, но сотрудничество, соавторство с ними – это счастье, собственно одно из тех необыкновенных наслаждений, которые, в общем, человек способен испытать в театре, работая актером. Вот такие мотивы необыкновенные. Я,  признаться,  приучаю  себя  к  тому,  чтобы  научиться извлекать  удовольствие  не  только  от  результата  работы,  сколько  от процесса. Только  в  этом  случае  ты  будешь  уверен,  что  не  ошибся  в  выборе  профессии  и  не  станешь  жертвой  собственного  честолюбия  и  тщеславия.

- Виктор, а как Вы настраиваетесь на роль перед самим спектаклем?  У Вас есть какие-то секреты?

- Ну, если раньше это можно было назвать каким-то сознательным процессом, то сейчас как таковой настройки не происходит. Зная, что мне предстоит тот или  иной спектакль, я уже живу с мыслью о том, что мне через два или три дня надо будет выйти на сцену в этом спектакле, хочу я или нет. У меня подсознательно в голове всплывают какие-то сцены, всплывают какие-то слова, и это происходит абсолютно подсознательно. Так что когда остается до спектакля, вот как сейчас, сейчас у нас 16 часов, через три часа поднимется занавес, и я к семи часам должен быть уже на сцене. Что происходит в голове? Я вот разговариваю, да, а мысль о том, что мне выйти на сцену в какой-то роли, она во мне подспудно все равно присутствует. Как это? Можно назвать настройкой? Наверно. Но сознательно я этого не делаю. Это происходит само собой, потому что это моя профессия, которая мне очень нравится и которую я стремлюсь  хорошо делать, на сколько могу, на сколько хватает у меня творческих и физических сил. Это то единственное занятие в жизни, которое меня увлекает в большей степени, чем все остальные. Я не знаю, ответил я на вопрос или нет, но…

- Скажите, а сценарий перечитываете?

- Сценарии в кино. В театре называют все это пьесой. Если есть необходимость. Если есть необходимость, можно и перечесть, если есть неуверенность в каких-то местах, если нужно что-то восстановить в памяти. Есть артисты, которые все время неуверенны в том, что они произносят текст правильно, и им это необходимо. Как правило, в большей степени это происходит в начале сезона, когда надо восстановить всю внутреннюю коллизию, а без партнеров это можно сделать только наедине с пьесой. И, допустим, я могу придти за два часа до начала спектакля с тем, чтобы перечесть пьесу и восстановить в памяти, ну не только текст, но и какие-то повороты в роли. Это не требуется регулярно, потому что роль – она сидит здесь (показывает на голову, прим.ред.) все время. Перечитать пьесу нужно только тогда, когда у тебя есть неуверенность в каких-то местах.

- Еще такой вопрос - скажите, а Вы дома репетируете?

- Ну, если есть необходимость.

- Семью к процессу подключаете? Или же, напротив, Вам необходимы одиночество и тишина?

- Нет. Мне это не нужно совсем, потому что, ну, это может наоборот помешать. Вообще, я стараюсь, чтобы работа оставалась здесь: вот здесь, в гриммерке, в театре, что бы она.…  Потому что, понимаете, Лена, это глубоко интимный процесс. Это… Вот когда я еще только собирался поступать в театральный институт, у меня были пластинки из журнала «Кругозор», которые я вырезал и лучшее, там в общем, сохранял каким-то образом.  И там была страничка, где Евгений Павлович Леонов , так же, как, впрочем, и Николай Константинович Черкасов, рассказывал о каких-то своих ролях и какой-то своей работе. Это записали на магнитофон, а потом отпечатали на пластинке, и он сказал такие очень важные слова, которые я, благодаря вот этому интервью, помню всю жизнь.  Он сказал, что «никто никому никогда не может сказать,  почему у него эта роль получается, а эта  не  получается , потому что ни один человек не может понять, как внутренне работает твой душевный аппарат». И это, может быть,  и, как бы, плохо, но с другой стороны это…ну с этим надо смириться. Никто никому никаких советов дать не может. И каждый должен для себя открывать свою систему Станиславского. Слава Богу, что у нас в России был такой Константин Сергеевич Станиславский, который, вроде бы как, придумал для всех универсальную систему. Но это не более чем методические указания для студентов. Хотя, если человек, который решил посвятить себя театру, владеет тем необыкновенным трудом, который вложил  Константин Сергеевич в исследование этого вопроса, конечно, ему будет значительно проще, но это не освобождает его от необходимости открывать свою систему. Почему величайший Михаил Чехов, один из лучших учеников Станиславского, не смотря ни на что, открыл свою систему? Почему Мейерхольд, тоже один из величайших учеников Станиславского, открыл свой театр? И Евгений Багратионович Вахтангов тоже открыл театр, который не имеет к МХАТу никакого отношения, почему? Да потому, что каждый режиссер и актер имеет свой театр вот здесь (показывает на голову, прим.ред.) или вот здесь, в сердце. И Константин Сергеевич является, как бы, импульсом, как бы, толчком для того, чтобы актер начал свое собственное исследование. И ничего в этом унизительного и, как бы, обидного для Константина Сергеевича нет. Это глубоко интимный процесс. И каждый открывает эту terra incognita для себя сам. Потому что никто не знает у кого откуда, вот опять Евгений Павлович, откуда у кого что начнется никто не знает. Если кому-то сказали какую-то фразу, ему стало все понятно, а для другого не будет понятно, ему нужна другая фраза, так что… А вот прочел недавно дневники Олега Борисова, у него опять своя система. В дневниках он девять своих кирпичей записал, и это никак не зачеркивает Станиславского, наоборот, на основе Станиславского, на основе этой великой русской школы, каждый открывает для себя свой метод. Вот такой ответ.

 

 
              1 2 3              
Главная страница
Театр
Кино
Галерея
Репертуар
Потолкуем...
Новости
Гостевая книга
Форум
Яндекс
Используются технологии uCoz