С позиций высокого гуманизма

Повесь Павла Нилина "Жестокость" стала значительным явлением в советской литературе. Читателя привлекли в ней высокий, истинно ленинский гуманизм, полнокровные, запоминающиеся образы, стремительность действия, развертывающегося в обстановке ожесточенной классовой борьбы в Сибири в далекие двадцатые годы. Это был период установления Советской власти, той власти, которая, как писал автор повести "недавно отвоевалась, совсем недавно приступила к хозяйственным делам, эта новая власть, разгромившая тут, в Сибири, Колчака. Ее нехватки, просчет, неопытность были пока еще виднее ее преимущества. И этим пользовались противники новой власти, запугивая темное, суеверное население грядущими бедствиями."

По таежной глухомани шастали еще не добитые банды, вроде объявившего себя "императором всея тайги" Кости Воронцова. Примкнувшее к ним охвостье вносило порой сумятицу и среди середняцкой части сибирского крестьянства. Нелегко было работать в этой круговерти молодым чекистам, комсомольцам уездного уголовного розыска, таким как Венька Малышев и тот герой повести, от имени которого ведет рассказ Павел Нилин.

...Среди бандитов и бандитских связчиков, мы точно знаем, - говорит он, - много бедняков, много бывших солдат. И даже есть такие, кто в гражданскую войну дрался на фронтах за Советскую власть, а сейчас вдруг свихнулся, вроде разочаровался, вернувшись на родные таежные заимки, сбитый с толку, как мы считаем, кулацкой агитацией и угрозами.

"Среди колеблющихся и в сущности случайно примкнувших к бандитам был и Лазарь Баукин - человек недюжинного ума и отваги. Этот образ чем-то напоминает шолоховского Григория Мелехова.

Может быть, именно это "что-то" и сумел разглядеть проницательный, раздумывающий над смыслом жизни Венька Малышев - помощник начальника уголовного розыска по секретно-оперативной части.

А вместе с ним есть над чем подумать и читателю, и зрителю, особенно молодому и не очень-то искушенному  в жизни.

Коллектив Орловского театра юного зрителя взял на себя нелегкую задачу создать спектакль по инсценировке нилинской повести. Главный режиссер Юрий Семенович Копылов со всей ответственностью отнесся к этой постановке, стараясь показать в ней лицо театра, его направленность, степень его творческой зрелости.

В работе над инсценировкой он обратился непосредственно к нилинской повести, обогащая "драматическую хронику" художественно-полновесным авторским текстом.

И следует прямо сказать, что спектакль получился интересным и поучительным, всем своим идейным содержанием, приуроченным к 60-летию Великого Октября.

Успех его прежде всего в ансамбле, в слаженности действий участников постановки, в жизненной достоверности основных героев.

 В центре спектакля - Вениамин Малышев, роль которого, точно по замыслу автора, исполняет Д. Евстафьев.

Зритель напряженно следит за развитием образа. Вот первая сцена. В угрозыск привезли убитых из банды. Среди них бывший колчаковский штабс-капитан Евлампий Клочков. Был ранен и Малышев. В накинутом на плечи тулупе, освещая фонарем "летучая мышь" труп Зубка - мальчишки! пятнадцатилетнего адъютанта  атамана, он задумывается, а потом бросает резкие слова в адрес не в меру ретивого служаки Голубчика:

- Ну кто его просил убивать мальчишку? Только бы ему порисоваться перед начальником, показать свое геройство...

И, покосившись на труп атамана Клочкова, добавляет:

- Клочков мог из него только бандита сделать, а мы бы сделали хорошего парня...

А вот первая его стычка с корреспондентом Узелковым, который "всегда говорит правильные слова", а в сущности - фальшивый человек, любящий в своих статьях приврать, приукрасить - и все ради сенсации.

Малышев не терпит вранья, карьеризма, несправедливости. Он смело вступился за оклеветанного комсомольца Егорова, да и в Лазаре Баукине именно он увидел запутавшегося человека. Артисту удалось ненавязчиво, не в лоб показать истинное мужество своего героя, его принципиальность, преданность высоким идеалам коммунизма и в то же время раскрыть индивидуальные его человеческие качества и особенно -  незащищенность, ранимость его души.

Образ Малышева, безусловно, выигрышный для исполнителя , таит в себе соблазн "игры на публику" в ущерб ансамблевости спектакля. Но этого не происходит благодаря тактичности актера и хорошему режиссерскому вкусу.

Как бы вровень с основным героем, ничем вроде особенно не выделяясь, но достаточно четко доносит до зрителя авторскую позицию в роли Феди артист А. Поляк.

Убедительно выглядит в исполнении Е. Гамбурга и начальник угрозыска - бывший цирковой артист, "проживший длинную и пеструю жизнь". Он в меру справедлив, старателен по службе и в силу своего циркового прошлого ревниво относится к рекламе или, если выражаться языком корреспондента Узелкова, к "популяризации" деятельности своего почетного учреждения.

К сожалению, внешний рисунок образа самого Якова Узелкова (арт. В. Запорожский) расходится с устоявшимся читательским представлением о нем. В повести Нилина он выглядит несколько сатирически: "маленький, щуплый, в серой заячьей папахе, в пестрой собачьей дохе, с брезентовым портфелем под мышкой, он неожиданно пришел к нам в уголовный розыск в середине дня, предъявил удостоверение собственного корреспондента губернской газеты и не попросил, а похоже, потребовал интересных сведений."

На сцене же расхаживает весьма импозантный молодой человек, поучающий "отсталых" комсомольцев из далекой таежной провинции.

Не во всем можно согласиться и с трактовкой В. Кушнаревым  роли Лазаря Баукина - человека сложного, по-своему сильного. Эта фигура оказалась расплывчатой, смягченной. Хотелось бы пожелать и артистке Е. Успенской больше поработать над образом Юлии Мальцевой, обогатить его.

Из эпизодических ролей особо следует отметить Кланьку Звягину - любовницу главаря банды Воронцова, удивительно правдиво, сочно, колоритно представленную заслуженной артисткой РСФСР  Ж. Хрулевой.

Спектакль "Жестокость" стал значительным событием в культурной жизни Орла. Не случайно он вызвал горячие споры на зрительских конференциях. Что-то принимается полностью, а что-то и отвергается. У многих вызывают, например, сомнение явно усложненные, слишком уж пугающие декорации художника С. Шавловского. Но при этом нельзя не сделать скидку на слишком скромную сценическую площадку, с которой вынужден мириться ТЮЗ. Но и в этих условиях коллектив нового театра плодотворно, творчески работает, что не может не радовать орловского зрителя.

Ан. Яновский 

Биография

Главная страница

Яндекс
Используются технологии uCoz